Классификация методов обучения по характеру
познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, Μ. Н. Скаткин).
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин отметили в 1965г., что
многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних
структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит
от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно
характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить
важными критериями выбора метода. Поэтому И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин
предложили выделить пять методов
обучения, в каждом из которых последующая степень активности и самостоятельности
в деятельности обучаемых нарастает:
- Объяснительно-иллюстративный метод;
- Репродуктивный метод;
- Метод проблемного изложения;
- Частично-поисковый (эвристический) метод;
- Исследовательский метод.
Объяснительно-иллюстративный
метод.
Обучающиеся получают знания, слушая рассказ, лекцию, из
учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.
Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках
репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Сегодня им продолжают пользоваться
подавляющее большинство педагогов как основным для изложения и усвоения фактов,
подходов, оценок, выводов. Объяснительно-иллюстративный метод — один из
наиболее экономных способов передачи информации, однако при его использовании
не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями: для
приобретения обучающимися этих умений и навыков используется репродуктивный
метод.
Репродуктивный
метод.
Суть репродуктивного метода обучения состоит в повторении
(многократном) способа деятельности по заданию. Деятельность обучаемых в рамках
определенных правил носит алгоритмический характер, т.е. выполняется строго по
инструкциям и предписаниям в соответствии с правилами пошаговой организации
деятельности в аналогичных, сходных с показанным образцом, ситуациях. Этот
метод лег в основу метода программированного обучения.
Метод
проблемного изложения.
Используя самые различные источники и средства, педагог
на основе аналогий или практических действий ставит проблему перед изложением
материала, формулирует познавательную задачу, и затем раскрывает систему
доказательств и сравнивает точки зрения, различные подходы, показывает способ
решения поставленной задачи. Назначение этого метода состоит в том, чтобы
показать образцы научного познания, научного решения проблем. Обучающиеся при
этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец
культуры развертывания познавательных действий.
Частично-поисковый
(эвристический) метод.
Этот метод заключается в организации активного поиска
решения выдвинутых педагогом или самостоятельно сформулированных познавательных
задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и
указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно
направляется и контролируется педагогом или самими обучающимися на основе
работы над заданными программами действий, в том числе и компьютерными. При
развитии современных информационных систем одним из распространенных способов
реализации этого метода становится эвристическая беседа, которая позволяет
активизировать мышление и различные формы восприятия, возбуждает интерес к
познанию.
Исследовательский
метод.
Этот метод является одним из основных методов
продуктивной учебной деятельности. После анализа материала, постановки проблем
и задач, краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно
изучают источники информации, ведут наблюдения и измерения с последующей их
фиксацией и сравнением, т.е. выполняют все действия поискового характера.
Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской
деятельности наиболее полно и способствуют пробуждению личной
заинтересованности, благодаря которой методы учебной работы непосредственно
перерастают в методы научного поиска.
Комментариев нет:
Отправить комментарий