Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, Μ. Н. Скаткин).
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин отметили в 1965г., что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важными критериями выбора метода. Поэтому И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, в каждом из которых последующая степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:
  • Объяснительно-иллюстративный метод;
  • Репродуктивный метод;
  • Метод проблемного изложения;
  • Частично-поисковый (эвристический) метод;
  • Исследовательский метод.

Объяснительно-иллюстративный метод.
Обучающиеся получают знания, слушая рассказ, лекцию, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Сегодня им продолжают пользоваться подавляющее большинство педагогов как основным для изложения и усвоения фактов, подходов, оценок, выводов. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи информации, однако при его использовании не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями: для приобретения обучающимися этих умений и навыков используется репродуктивный метод.
           
Репродуктивный метод.
Суть репродуктивного метода обучения состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию. Деятельность обучаемых в рамках определенных правил носит алгоритмический характер, т.е. выполняется строго по инструкциям и предписаниям в соответствии с правилами пошаговой организации деятельности в аналогичных, сходных с показанным образцом, ситуациях. Этот метод лег в основу метода программированного обучения.

Метод проблемного изложения.
Используя самые различные источники и средства, педагог на основе аналогий или практических действий ставит проблему перед изложением материала, формулирует познавательную задачу, и затем раскрывает систему доказательств и сравнивает точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Обучающиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая  эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.
           
Частично-поисковый (эвристический) метод.
Этот метод заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом или самостоятельно сформулированных познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими обучающимися на основе работы над заданными программами действий, в том числе и компьютерными. При развитии современных информационных систем одним из распространенных способов реализации этого метода становится эвристическая беседа, которая позволяет активизировать мышление и различные формы восприятия, возбуждает интерес к познанию.

Исследовательский метод.
Этот метод является одним из основных методов продуктивной учебной деятельности. После анализа материала, постановки проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают источники информации, ведут наблюдения и измерения с последующей их фиксацией и сравнением, т.е. выполняют все действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно и способствуют пробуждению личной заинтересованности, благодаря которой методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного поиска.
           
           

Комментариев нет:

Отправить комментарий