Научные работы




Аннотация: В современном динамично развивающемся обществе сложилась ситуация, когда знание иностранных языков стало острой необходимостью во многих сферах профессиональной деятельности людей. В данной статье рассматриваются способы продуктивного обучения иностранному языку, развития коммуникативной компетентности и возрастные особенности обучения, подходы российских исследователей к содержанию определения иноязычной коммуникативной компетентности. А также приводятся подходы и приёмы преодоления возрастных трудности обучения для взрослого человека. Анализируется существование различных форм обучения и их возможности в преодолении языкового барьера, приводятся принципы усвоения иностранного языка. Но основой статьи является проблема приобретения и развития навыка общения и взаимодействия на иностранном языке.





Данная тенденция развития современного общества нашла отражение в нормативных документах. Согласно требованиям, новых Федеральных государственных образовательных стандартов выпускник вуза должен уметь использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности. Таким образом, цель иноязычного образования определяется сегодня как формирование и совершенствование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих, а также развитие индивидуальности в диалоге культур. Сегодня особенно активно люди нуждаются в обучении иностранному языку, и этот процесс заключается прежде всего в развитии иноязычной коммуникативной компетентности. Опираясь на результаты таких исследователей, как Зимняя И.А., Азимов Э.Г., Щукин А.Н., авторы определяют коммуникативную компетенцию - это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения. А.Н. Щукин рассматривает иноязычную коммуникативную компетентность как «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности». Цели изучения и сферы применения иностранного языка могут быть разные: бизнес, путешествия, престижная работа, поиск друзей и вместе с этим знакомство со своеобразной культурой других народов, всё это даёт свободное, непосредственное понимание другого языка – для каждого человека, а если говорить о государствах, так это возможность участвовать в международных отношениях, развиваться. В таком случае, трудно добиться реальных, видимых успехов без использования языковых знаний на практике. «Итак, глобализация языка: неизбежность или необходимость?» (Некипелова И.М.) Если посмотреть на данную ситуацию иначе, можно прийти к выводу, что при активном взаимодействии представителей разных культур происходит обесценивание каждой культуры, стираются границы между культурами и теряется их независимость. Исследования Некипеловой И.М. показывают, что общественные процессы формируют социальный заказ, который в свою очередь требует от языка быть простым и доступным всем его носителям. Таким образом, автор вышеуказанной статьи приходит к противоречивым выводам, что «глобализация языка – это неизбежность, обусловленная глобализацией общества, и необходимость, обеспечивающая языку жизнеспособность и выживаемость в условиях жесткой конкуренции. Однако в то же время глобализация порождает информационный и антропологический кризис, пути преодоления которого человечеству ещё только предстоит найти.»


Чем старше становится человек, тем пластичность его мозга (способность создавать новые нейроны и синапсы) снижается, и это отражается на скорости изучения языка. От взрослого требуется больше усилий, чем от ребёнка, так как психологические процессы становятся стабильными, и активное развитие прекращается, так утверждал швейцарский психолог Э. Клапаред. Кроме физиологических препятствий, существуют и ещё трудности. Процесс освоения языка в зрелом возрасте коренным образом отличается от детского. Дети постоянно погружены в обучающую среду и на каждом своем шагу получают новые знания, взрослые, как правило, выделяют для занятий определенные часы, а все остальное время пользуются своим родным языком. Не менее важное значение имеет и мотивация. Если ребенок во время постоянного изучения языка, без знания языка просто не может прожить, то взрослый без второго языка вполне способен успешно существовать. А.А. Леонтьевым были сформулированы общие универсальные принципы процесса овладения иностранным языком: коммуникативный, когнитивный и личностный. Данные принципы отражают потребность современного общества в приобретении людьми иноязычной коммуникативной компетентности и учитывают формирование мотивации обучающихся при изучении иностранного языка. В последнее время рынок образовательных технологий предлагает различные способы овладения иностранным языком. Появились курсы, которые предлагают различные формы обучения: групповые или индивидуальные, а также методики, направленные на эффективное обучение иностранному языку. А посредством развития технологий стало возможно использовать техники распознавания речи, для её совершенствования, выполнение интерактивных упражнений, имитирование живого общения. Существует множество простых, но практических методов, которые способны помочь человеку при изучении языка. Техника интервального повторения, заключается в повторении изученного материала по определённым интервалам, через определенные промежутки времени. Эту технику можно использовать при запоминании любой информации, но широкое применение она нашла при изучении иностранного языка. Метод не предполагает заучивание информации, а удерживание её в памяти. Одно из приложений, которое использует этот подход, — это Duolingo. Программа отслеживает, какие слова были изучены, и напоминает об их повторении через определенное время. Вместе с тем новые уроки строятся с применением уже изученного материала, так что полученные знания прочно закрепляются. Мнемотехника заключается в придумывании ассоциаций к слову, которое требуется запомнить. Изучение контента, а не только языка. Абстрактное изучение иностранного языка проходит гораздо сложнее, нежели в случае его применения для освоения какого-либо интересного материала. Именно поэтому необходимо дополнять занятия использованием интересного контента на целевом языке: прослушивание подкастов, просмотр фильмов, чтение книг и так далее. Что касается проведения занятия иностранного языка, существуют разные варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода. В статье Л.А. Миловановой приведён анализ исследователей Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, которые определяют коммуникативный подход к обучению, возникший в 70-х годах в Великобритании, как подход, выдвигающий «в качестве главной цели обучения – овладение языком как средством общения, или коммуникацией». Существует множество точек зрения по организации данного подхода, и опыт совместных исследований позволил сформулировать разные варианты проведения упражнений на занятии иностранного языка:

1) Использование невербальных средств общения. (Использование невербальных средств общения - мимики и жестов - является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих.

2) Приёмы запоминания новых слов. (Слова иностранного языка нужно заучивать, но для этого нужно много времени. Память каждого человека различается в зависимости от ведущего способа получения новой информации. Тип памяти разделяет людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Однако такое деление является достаточно условным, поскольку чаще встречаются смешанные типы: визуально-кинестетический или визуально-аудиальный и т.д. Определив тип памяти, станет проще выбрать способ запоминания иностранных слов. Например, упражнения со списком слов. (Идея заключается в том, что обучающиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного запоминания.)

3) Приёмы активизации устной речи. (Преимущество таких приёмов в том, что обучающиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал). К ним относятся: мозговой штурм (обучающиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.), поиск недостающей информации - коммуникативное задание для развития умений устной речи, выполняемое парами или группами. Партнёры имеют частичную информацию о чём-либо. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведения и получить коллективный ответ. Особенное значение в обучении иностранному языку имеет игра. Игра снимает напряжение во время процесса обучения, но мобилизует способности обучающихся, стимулирует разговаривать, взаимодействовать в процессе общения, развивает речевую активность. Кроме того, в современных условиях при развитии компьютерных и интерактивных технологий, самостоятельное изучение языка, формирование навыка коммуникации и контроль за усвоением полученных знаний не являются утопией. Вспоминая о возможностях сети Интернет, важно отметить, что применение интернет-технологий помогает приблизить обучающегося к иноязычной атмосфере и создать условия для качественного, продуктивного обучения, что является результатом поиска новой, современной и, при правильном применении, полезной информации. Одной из таких новых технологий является «Веб-квест» - это определённая форма подачи материала посредством постановки задач. Сегодня особенно популярны стали лингвистические школы, в которых создаётся непринуждённая языковая среда, процесс обучения проходит исключительно на изучаемом языке и обучающийся невольно начинает говорить на нём. Это позволяет «погрузиться» в языковую среду с самого начала и практически заставляет начать разговаривать. Весь процесс обучения направлен на использование языковых навыков в общении. Иными словами, основная задача – преодоление «языкового барьера». Это и есть процесс приобретение иноязычной коммуникативной компетентности. Организовываются специальные курсы иностранного языка. Они могут подразделяться: для детей и подростков, взрослых и для подготовки к экзаменам по иностранному языку. Также необычной формой обучения иностранному языку являются детские языковые лагеря. Языковые лагеря для детей – это вид обучения языку, позволяющий сочетать отдых на каникулах, обучение языку и новые впечатления, что очень важно для развития детей. В таком лагере дети одновременно изучают иностранный язык и развлекаются. Занятия и игры проводятся на изучаемом языке, и дети общаются на нем между собой, а также с преподавателями и аниматорами. Это позволило разрабатывать комплексную программу детского языкового лагеря, соответствующую ведущим международным практикам. Важно отметить, что в лагере на английском языке избегается получение знаний скучным путем, т.е. зубрежкой. Существует и корпоративное обучение иностранному языку: Общий английский, Курс общего английского языка, Краткосрочный курс общего английского языка, Бизнес-английский, Курс делового английского языка, Подготовка к собеседованию на английском языке, Деловая переписка на английском языке. Корпоративное  обучение позволяет повысить уровень компетентности сотрудников, а для самих сотрудников это прекрасная дополнительная мотивация. Таким образом, проанализировав ряд работ, посвященных рассматриваемой проблеме, можно прийти к выводу, что в современных условиях очень важно развивать иноязычную коммуникативную компетентность, поэтому существует множество приёмов, способов и форм обучения иностранному языку. И ведущими задачами этих средств обучения являются формирование, развитие, усовершенствование иноязычной коммуникативной компетентности.  Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что проблема эффективного развития иноязычной коммуникативной компетентности обращает на себя особенное внимание и использование проверенных методов и приёмов обучения вместе с применением новых подходов, средств и способов обучения иностранному языку способствуют достижению реальных результатов.

Список использованной литературы

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. :Изд-Во ИКВР, 2009.

Гуркина А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2015. №12. С. 726-729.

Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых//Языкознание. 2009. С. 179-183.

Милованова Л.А. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку: опыт зарубежных и российских исследователей//Народное образование. Педагогика. 2014. С. 153-154.

Некипелова И.М. Глобализация языка: неизбежность или необходимость? //Языкознание. 2015. №3(47). С. 352-360.


Старкова Евгения Александровна
Институт непрерывного образования, 1 курс
ОГПУ, г.Оренбург.

Аннотация: В статье рассматривается проблема толкования понятия образовательного туризма  в Федеральном  законе  Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. 2015 г). Проанализированы характерные особенности образовательного туризма, использование разнообразных толкований рассматриваемого понятия авторами. Предлагается рассмотреть, как реализовываются программы образовательного туризма в разных регионах России.
Ключевые слова: образовательный туризм, организация образовательного туризма.
В статье анализируется проблема в том, что образовательный туризм, позволяющий туристу совмещать отдых с обучением,  является  важной частью современного  общества.  Люди начинающее работать в области туризма  получают возможность удовлетворения и развития своих интересов  к новым явлениям и событиям, стремятся к позитивному эмоциональному переживанию под влиянием новых впечатлений. Для этого предлагаются и планируются обучающее программы для туристов. Такие программы не обязательно связаны с профессиональной деятельностью или образованием туриста, но отвечают их личным интересам. В этих случаях можно говорить об организации образовательного туризма. Изменения, которые произошли за последние десятилетия   в системе  образования (развитие системы обучения в течение всей жизни), способствовали появлению образовательного туризма во многих государствах. Большинство стран признают сегодня образовательный туризм как важный и быстро развивающийся сектор экономики с большим потенциалом. Если рассматривать экономику образовательного туризма, можно сказать, что он приобретает все большую популярность и является разновидностью туризма с целью получения образования за рубежом. Следует отметить, что страны, которые пользуются спросом образовательного туризма, имеют свою подготовку. Зарубежные страны предлагают туристам большое количество возможностей в различных направлениях образования (программ).
Образовательный туризм в Российской Федерации в настоящее время считается явлением не новым, однако, без точного определения. В Российском законодательстве в отличие от терминов «туризм» и «образование», понятие «образовательный туризм» к сожалению отсутствует. Это в первую очередь касается Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. 2015 г), в котором  отсутствуют упоминания о походах, экскурсиях и познавательных поездках обучающихся образовательных учреждений.  Кроме того, в методических разработках, посвященных анализируемой проблеме, не дается чёткого определения образовательного туризма как системной категории,  так как в Российском законодательстве отсутствует единый базовый термин образовательного туризма [5].
         Авторы предлагают разнообразные толкования рассматриваемого понятия. Вот как трактуется «образовательный туризм» отечественными учеными:
¾              экскурсии с целью образования познавательных интересов (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов) [2];
¾              познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений (В. П. Соломин, В. Л. Погодина) [4];
¾              поездки с целью получения образования за рубежом.  (В. Ю. Воскресенский)[1];
¾               поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» (Ю. М. Чеботарь) [6].
В настоящее время наибольшее количество попыток сформулировать правильное определение «образовательный туризм» в социально-экономических и педагогических науках, легко объясняется противоречивым происхождением исследуемой проблемы. Отдельно анализируются «экономические» и «педагогические» определения образовательного туризма, и объяснения понятия рассматриваются с разных сторон. Кроме того, в экономических и педагогических науках не сформировался единый подход к понятию «образовательный туризм», а проблема его наилучшего использования для развития у обучающихся знаний об образовательном туризме  не получила соответствующего  обобщения в научно-педагогической литературе. Задача управленческого менеджмента в образовательном туризме – составить реестр предметных учебных экскурсий и предложить его педагогическому сообществу для активной практики, специалистам туризма для использования в разработке образовательных экскурсий, маршрутов, туров образовательного туризма.
Организация образовательного туризма означает дать обучающимся знания о месте и роли туризма в мире, об истории развития и становления туризма, как одного из динамично развивающихся  видов  деятельности,  положения  туристской  отрасли  в  системе отраслей хозяйства, составляющих туристской индустрии, порядка организации и деятельности основных участников, действующих на туристском рынке. Цель образовательного туризма состоит в способствовании формирования человека, способного к активной жизнедеятельности, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур. 
 Так, отечественный исследователь И. В. Морозова в своей статье «Взаимодействие культур и образовательный туризм» пишет, что одной из первейших задач  образовательного туризма является приближение массового потребителя к высоким образцам мировой культуры. Взаимодействие культур и образовательный туризм можно считать инструментом сближения народов разных регионов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности и исходя из понятия культуры как «творения артефактов, исторически первородных и уникальных навсегда» [3].

В последнее годы в Российской Федерации стали активнее уделять внимание образовательному туризму. Например, Всероссийская молодежная школа туризма в Крыму нацелена на создание дополнительного импульса развитию внутреннего туризма в Российской Федерации путем привлечения активной молодежи субъектов Российской Федерации к решению задач по формированию и продвижению туристических продуктов в сегменте культурно-познавательного, исторического, военно-патриотического, этнографического и других видов туризма, а также повышению стандартов гостеприимства. В  2016-2018  года в рамках работы Школы проведены:
¾              всероссийский конкурс молодежных проектов в сфере туризма
по 10 номинациям, где представлены презентации лучших молодежных инициатив по созданию туристских проектов, разработанных представителями молодежных организаций и объединений, презентующих туристский потенциал своего региона;
¾              конкурс на лучшую символику Всероссийской молодежной Школы туризма;
¾              кулинарный мастер-класс;
¾              командно-интеллектуальные игры «Путешествуй по России»;
¾              музыкальные, спортивные, досуговые или другие мероприятия.
Предлагается рассмотреть, как реализовываются программы образовательного туризма в разных регионах России.
Таблица 1- Программы образовательного туризма  в разных регионах России.
Название и организация проведения программы
Регион
Федеральное агентство по туризму при поддержке рабочей группы по развитию туристско-рекреационного комплекса Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя, а также при участии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Ассоциации внутреннего и въездного туризма. Программа мероприятия была  направлена на развитие внутреннего туризма в Российской Федерации и в частности в Крыму путем мотивирования молодежи к стремлению самостоятельно формировать и продвигать туристические продукты в сегменте образовательного туризма. В работе школы туризма приняли участие более 170 человек, включая студентов профильных высших учебных заведений и колледжей Крыма, представителей молодежных организаций, образовательных и научных организаций, осуществляющих подготовку кадров в сфере гостеприимства и туристского сервиса, экспертов из сферы гостиничного бизнеса, преподавателей профильных вузов, специалистов по проблемам формирования и продвижения туристских продуктов и сервисного обеспечения туризма. В программу работы молодежной школы туризма вошли Форум молодежных инициатив, семинары от лекторов РАНХиГС, интеллектуальные творческие мастерские и экскрсионные программы. Реализовывать программы будут молодые кадры, подготовленные, в том числе, и в Школе туризма, где закладывается база интеллекта, знаний, новых кейсов. Точкой отправления не случайно является Крым, который на практике показывает результаты в туристической отрасли и широкие возможности для работы молодежи.

Республика Крым и г.Севастополь
Проект «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Алтая».Конкурсанты выполняли следующие задания: выполнение тестового задания, перевод профессионального текста, задания по организации работы коллектива, решение вариативных задач. Кроме соревновательной части для участников предусмотрена была и обширная культурная программа: обзорная экскурсия по городу Барнаулу с посещением Нагорного парка, танцевально-развлекательные мероприятия, различные мастер-классы, туристский флэшмоб. Для преподавателей, сопровождающих участников, была организована проектно-аналитическая сессия на которой выступили ведущие модераторы и спикеры индустрии сервиса и туризма международного уровня.

Алтайский край
Программа «Музей слова». Программа предусматривает историю происхождения значения  образов букв,  а именно как слова влияют на нашу жизнь, какую они имеют силу и как этой силой воспользоваться,  также ведет беседы по теме расширения сознания.
г. Любоград
Программа  Федерального проекта «Живые уроки» по организации экскурсионных  маршрутов для детей и школьников. Экскурсионные маршруты охватывают предметы: как история, литература, краеведение, биология, окружающий мир, профориентация и др.
Программа  современного интерактивного применения построена с учетом интересов детей «поколения Z» и предлагает школьникам усовершенствованные музейные и обзорные экскурсии, дополненные квестами, играми, викторинами и мастер-классами. И при этом, полностью соответствуют школьной программе.
Ярославская область
Областной конкурс молодежных авторских проектов.
К участию в конкурсе принимаются проекты, направленные на развитие образовательного туризма в Оренбургской области.
г.Оренбург
Из организации рассмотрения образовательных программ туризма, важным составляющим является, утверждение Правительством  РФ Концепции Федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2015 -2019 годы», которой определены приоритетные направления развития внутреннего туризма субъектов Российской Федерации, а это - оздоровительный, культурно-познавательный, активный, круизный, экологический.  Соответственно, можно констатировать, что данные направления будут и дальше способствовать развитию и образовательного туризма и увеличению кадрового потенциала в сфере образовательных услуг.  Также важным в  развитии образовательных программ является внедрение методики  организацией   Академии  Ворлдскиллса России, которая ведет образовательную деятельность с целью распространения лучшего мирового и отечественного опыта подготовки кадров на основе стандартов WorldSkillsInternational и Ворлдскиллс Россия.
Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учётом спецификации стандартов Ворлдскиллс позволяет получить профессию и по компетенции «Туризм», например, такую как «Специалист по гостеприимству».

Участники конкурсов представляют (Рис.1):
Рис.1 «Представление организации экскурсии участниками WorldSkills»

В будущем специалист по туризму - это специалист, который обладает практическими навыками для профессионального выполнения работы по предоставлению турагентских, туроператорских и экскурсионных услуг, услуг по продвижению турпродукта.
Таким образом, практика реализации программ по стандартам WorldSkills и по организации образовательного туризма показала, что необходимо перенимать подобный опыт многим образовательным учреждениям, ведь развитие образовательного туризма во многом способствует развитию трудовой занятости, расширению платных образовательных услуг и положит начало других видов профессий в области туристических услуг.
 Список использованной литературы:
1.     Воскресенский, В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для студ. вузов / В.Ю. Воскресенский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 255 с.
2.     Зорин И.В. и др. Туризм как вид деятельности. Финансы и статистика / И.В.  Зорин, В. А. Квартальнов. –М.: Печатное издательство, 2003. -288с.
3.     Морозова, И. В.  Экономика туризма: учеб. пособие для студ. вузов / И.В. Морозова. - М.:  Федеральное агентство по туризму, 2014. - 320 с.
4.     Научная электронная библиотека «Киберленинка» http://ciberleninka.ru
5.     Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6.     Чеботарь, Ю.М. Туристический бизнес: Практическое пособие для турфирм и их клиентов / Ю. М. Чеботарь. - М. : Мир деловой книги, 1997.-68 с














Комментариев нет:

Отправить комментарий