Коммуникативные технологии обучения


Коммуникативные технологии обучения
Коммуникативные технологии-то комплекс коммуникативных техник, отобранных и выстроенных в логике достижения цели развития коммуникативных способностей.

Техника организации дискуссии
Принцип партнерства как основополагающий принцип парадигмы развивающего образования предполагает, что в образовательном процессе все его участники могут выступать как в позиции Автора, имеющего свою точку зрения на обсуждаемую проблему, так и в позициях Понимающего и Критика. Поэтому дискуссия, предполагающая все эти позиции, является основополагающей техникой развивающего обучения взрослых.
Для коммуникации сначала должно быть авторское высказывание, предъявляемая в виде устного или письменного текста. Понимание авторской точки зрения—построение первичного образа и его уточнение посредством вопросов на понимание. Далее, для проявления альтернативной точки зрения, вводится позиция критика. В дискуссии происходит совмещение конкурирующих точек зрения посредством синтеза, их оценка и конструирование новых смыслов.
Процесс организации дискуссии включает в себя несколько последовательно разворачиваемых этапов:

  • явное полагание тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной
  • коммуникации);предъявление каждой стороной аргумен тов, подтверждающих        усиливающих точку зрения;
  • предъявление каждой стороной оснований;
  • фиксация затруднения и постановка проблемы;
  • поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет
  • синтез.

Преподаватель выступает в ходе групповой дискуссии в роли организатора коммуникации. Преподаватель должен поддерживать дискуссию и направлять ее ход. Он должен открывать дискуссию, подводить итоги всему сказанному в ее ходе и демонстрировать участникам основные уроки, которые можно из нее вынести.

Техника «Снежный ком» («Пирамида»)
Эта техника направлена на активное участие в работе всех членов группы. Участникам предлагается поработать над какой-либо темой или задачей, проходя последовательно четыре стадии.

  1. Индивидуальная работа (Участникам предлагается отвести некоторое время на индивидуальное продумывание и фиксирование вопросов/проблем, которые они хотели бы рассмотреть в связи с предложенной темой.)
  2. В парах (Участники делятся друг с другом своими индивидуальными наработками, сделанными на предыдущей стадии.)
  3. В четверках (Участники обмениваются своими наработками, сделанными на предыдущих стадиях, и формируют единый групповой список.)
  4. В большой группе (Каждая четверка представляет результаты своей работы.)
Рекомендации:

  • К первой стадии— следует подходить с осторожностью.
  • Если задача имеет «правильный» ответ, то предпочтительней начинать сразу с работы в парах
  • Обсуждение в парах — также хороший способ вовлечения всех участников в активную работу, поскольку большинство людей достаточно свободно беседуют с одним человеком, хотя и могут чувствовать себя несколько стесненно при обмене мнениями в большой группе.
  • При обсуждении в большой группе полезно предложить каждой подгруппе по очереди называть по одному пункту из своего итогового списка, до тех пор, пока все пункты не будут исчерпаны.
  • В качестве альтернативы устному представлению итогов работы подгруппы могут изложить свои идеи на плакатах и продемонстрировать их всей группе.
Техника «Жужжащие группы»
Эта техника заключается в разбиении большой группы на несколько малых для работы над определенными проблемами или вопросами. Когда шум прекращается, Вы можете считать, что группы готовы доложить результаты своей работы.

Предполагаются следующие шаги:

  1. Разбить основную группу на несколько малых групп.
  2. Поставить проблему/вопрос для каждой группы и обозначить время выполнения
  3. Постановить правила групповой работы.
  4. Подвести итоги путем представления результатов работы всех малых групп.
Применение особенно актуально на ранних стадиях изучения курса, когда обучающиеся могут быть еще не готовы к открытому выражению себя перед большой группой. Результаты работы представляются от лица всей малой группы, но отдельные ее члены имеют возможность, если пожелают, дополнить или высказать свое особое мнение.

Техника «Мозговой штурм»
«Мозговой штурм» разработан для повышения вовлеченности членов группы в ее работу и более эффективного использования их творческого потенциала. «Мозговой штурм» поощряет людей предлагать новые и необычные идеи благодаря запрету на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество.
После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы.

«Мозговой штурм» обычно используется для того, чтобы:

  • выявить различные альтернативы, перед тем как принимать решение;
  • рассмотреть различные аспекты проблемы, перед тем как попытаться решить ее;
  • активизировать групповую дискуссию.
Методика проведения «мозгового штурма»:

  • Написать тему\проблему на доске или на плакате.
  • Предложить участникам высказывать любые идеи.
  • Каждый принимает участие в процессе.
  • Не допускать обсуждения, критики или оценки идей.  
  • В самом начале огласить правила проведения «мозгового штурма».  
  • Поощрять группу при высказывание самых разнообразных идей.
  • Фиксировать идеи.  
  • Если процесс иссякнет, отведите время на просмотр предложенных идей.    12. Если пожелаете, то и сами предлагайте идеи, однако избегайте монополизации этого процесса.
  • После проведения «мозгового штурма» провести сортировку перечисленных идей.

Техника «Диспут»
Одним из современных форм коммуникативных технологий является диспут.
Несколько важных моментов для организации занятия-диспута:

  • Диспут требует долгой и тщательной подготовки.
  • Нельзя занятие превращать в президиум (т. е. нельзя заранее готовить выступающих).
  • Нужно требовать доказательств точки зрения.
  • Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора.
  • По поручению педагога или самостоятельно обучающиеся могут сами составлять дискуссионные вопросы.

Следующим этапом является работа в парах. При работе в паре, каждый должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему.
Рефлексия – обязательный этап проведения занятия – диспута. Его можно провести следующим образом, существует 3 вида сигнальных карт: красный, желтый и зеленый. (Красный - я неудовлетворен дискуссией, желтый - я не все точки зрения понял, зеленый - я получил удовлетворение после дискуссии.)

Такая форма работы, как диспут, позволяет насыщать информационное поле обучающегося позитивными образами, которые расширяют кругозор знаний и побуждают к созидательной деятельности.

Техника «Дебаты»
Дебаты — современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты — целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Задачи, решаемые в процессе дебатов:

  • осознание противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой
  • актуализация ранее полученных знаний;
  • творческое переосмысление возможностей их применения.

Правила дебатов

  • В состав каждой команды входит три человека.
  • Каждый член команды называется спикером. (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 -третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1-первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спикер).
  • Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы.
  • В дебатах любая проблема рассматривается с двух точек зрения: утверждения и отрицания. 
  • Перед началом игры напоминаются её принципы:уважение необходимо; честность обязательна; проигравших нет.
  • Доказательство своих тезисов.
  • Игра проходит в течение 3-х раундов

1 раунд
У1-первый спикер

  • представляет утверждающую команду;
  • представляет тему, обосновывает ее актуальность;
  • дает определение понятиям, входящим в тему;
  • представляет точку зрения утверждающей команды;
  • обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;
  • представляет аргументы утверждающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры;
  • переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);
  • заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
  • задает перекрестные вопросы О2.

О1-первый спикер

  • представляет отрицающую команду;
  • отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;
  • принимает определения, представленные утверждающей стороной;
  • представляет позицию отрицающей стороны;
  • принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;
  • представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые команда будет доказывать в ходе игры);
  • опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;
  • заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
  • задает перекрестные вопросы У2.

2 раунд (Раунд перекрестных вопросов)
Цель перекрестных вопросов:

- внести ясность в аргументы оппонентов;
- вынудить оппонента ответить выгодно для вас;
- выявить изъяны в кейсе оппонентов;
Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали;

3 раунд (Рефлексия игры)
Позиция педагога – его выраженное отношение к конкретной ситуации, способное играть определенную акцентирующую роль.

Педагог может быть в позиции:

  • исследователя (он предлагает версию, контраргумент, то есть участвует в исследовании с целью его интенсивного разворачивания);
  • координатора (в этом случае функция - помочь отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания);
  • консультанта (отвечая на запрос педагог дает справку-ответ на нерешенный вопрос, информацию о различных научных взглядах и т.д.)
  • позиция лидера, ведущего (пелагог с помощью системы опорных вопросов или иначе ведет логику поиска, организуя диалог);
  • позиция эксперта (педагог участвует в оценивании работы групп или самостоятельных, контрольных работ).

Техника «Ток-шоу»
Ток-шоу позволяет включить в работу большое количество людей, позволяет обсудить проблемы, волнующие обучающихся, когда можно поспорить друг с другом, с педагогом, отстоять собственную точку зрения, приводя весомые аргументы.

Подготовка включает в себя следующие этапы:

  1. Обозначение проблемы. В ходе анкетирования выясняются затруднения, которые испытывают обучающиеся в общении и обучении. Группа взрослых- аналитиков выявляет типичные проблемы.
  2. Формулирование вопросов, представляющих различные аспекты проблемы. Проводится в форме “мозгового штурма”.
  3. Выявление полярных точек зрения. Проводится в форме опроса общественного мнения.
  4. Поиск аргументов. За несколько дней до проведения ток-шоу обучающиеся получают задание подобрать материал (факты из жизненного опыта, литературы, средств массовой информации), подтверждающие позицию.
  5. Оформление аудитории. Предварительно обсуждаются варианты оформления и реализуется замысел, получивший одобрение большинства.

Технология проведения ток-шоу:
1)                 Знакомство с темой ток-шоу.
2)                 Повторение правил ведения дискуссии.
3)                 Обозначение проблемы обсуждения.
4)                 Обсуждение проблемы по заранее сформулированным вопросам.
5)                 Подведение итогов дискуссии.
6)                 Проведение рефлексии.




Комментариев нет:

Отправить комментарий